Навигация: Начало > Анатолий Шварц «Поэт и куртизанка»

Анатолий Шварц «Поэт и куртизанка»

ЖЕНЩИНА: Ты посмотри – он уже ревнует! (Изображая Дездемону): Отелло, у меня всё есть. И на ночь я всегда молюсь. Кошмар! Все мужчины – самцы и собственники!
МУЖЧИНА: Даже лучшие особи?
ЖЕНЩИНА: (безапеляционно): Все!
МУЖЧИНА: Пять минут назад Джульетта была согласна на панель.
ЖЕНЩИНА: Мне всё равно.
МУЖЧИНА (декламирует):

Мне всё равно – идти вперёд,
Иль навзничь в грязь упасть,
Что не неволит, не гнетёт,
Крыть матом можно всласть.

Мне абсолютно всё равно:
Колышет ветер честь.
Не всё равно мне лишь одно:
Что пить, как спать, что есть.

ЖЕНЩИНА: Жестоко. (приподнимаясь со скамейки): Ладно, я пойду.
МУЖЧИНА: Ты обиделась?
ЖЕНЩИНА: Нет, совсем нет.
МУЖЧИНА: Останься.
ЖЕНЩИНА: Нет.
МУЖЧИНА: Ты вернёшься?
ЖЕНЩИНА: Ты знаешь, человек, по-моему, произошёл не от обезьяны, а от моли. Его так же легко прихлопнуть. (Вздыхает): Ну, ладно, я пойду.
МУЖЧИНА: А Пикси?
ЖЕНЩИНА: Пикси, Пикси, Пикси! Теперь это моя молитва.
Уходит
МУЖЧИНА (кричит вдогонку): Возвращайтесь! Я буду вас ждать. Здесь – на этом грязном клочке земли. Хоть всю оставшуюся жизнь! (Декламирует):
Непременно возвращайтесь,
Находитесь, не теряйтесь.
И тянитесь вы друг к другу
Сквозь отчаянье и вьюгу.

Вы звоните, вы пишите,
Вы друг друга теребите
И на веки не прощайтесь.
Непременно возвращайтесь!
Мужчина идёт к реке, снимает туфли, хлюпает по воде, затем наклоняется, что-то поднимает, читает при слабом свете фонаря на набережной.
МУЖЧИНА: «Ходить по воде после 17.00 категорически запрещается в связи с увеличением движения судов». (Бросает табличку обратно в воду): Реально. (Идёт вдоль берега дальше. Поднимает ещё что-то, рассматривая, вертит в руках, затем выбрасывает): Не река – а скатерть-самобранка. (Выуживает ошейник, читает): «Пик-си» (удивлённо): Что, что? (Снова читает): «Пикси». (Пауза): Вот тебе и молитва. На ошейнике ржавые пятна. Кровь, что ли? Бедный Пикси. (Идёт обратно к скамейке).

Неожиданно из-за скамейки появляется женщина.
ЖЕНЩИНА (бодро): Я вам вот, что скажу. Больше всего на свете я люблю конфеты. Можно карамельки. Но обязательно с начинкой. (Загибая пальцы на руке): Езду на мотоцикле, с ветерком – это два. И ещё я люблю Бога, он добрый, он всё прощает.
МУЖЧИНА (не удивляясь её появлению): А не любите: дантистов – за бормашины, велосипедистов – за количество, и, естественно, – евреев.
ЖЕНЩИНА (удивлённо): Правильно. Я – сама еврейка. И почему-то не очень себе нравлюсь.
МУЖЧИНА: А ещё вы любите закат – за то, что он таинственный.
ЖЕНЩИНА: Да, а восход – за то, что он многообещающий.
МУЖЧИНА: Запах сирени – потому что он особенный.
ЖЕНЩИНА: Да, и вселяет надежду, но у меня от неё аллергия.
МУЖЧИНА: И ещё вам не нравится начинать. Не дай бог, браться за что-то новое, да, вдобавок, ещё неизвестное, тогда вам становится просто не по себе. Новое отпугивает вас, даже если палец о палец ударить не надо. Но всё равно – это ваш удел.
ЖЕНЩИНА (кокетливо): Да.
МУЖЧИНА: А вот когда всё кончается и к тому же хорошо, а если ещё и неожиданно хорошо, то тогда вы чувствуете себя в своей тарелке. Это – ваша стихия. Наконец-то всё позади. Ух!
ЖЕНЩИНА: Ух! Да здравствует конец!
МУЖЧИНА (поправляет): Полный конец!
Мужчина и женщина кричат вместе : Да здравствует полный КО-НЕЦ!
МУЖЧИНА (декламирует):

Я на досточке одной
В равновесии с судьбой,
По течению плыву,
Удержусь, не утону.

Только чёрт меня поймет,
Ну, куда ж меня несёт?!

ЖЕНЩИНА: А куда тебя несёт?
За сценой звучит вальс.
МУЖЧИНА: Только к вам и только к вам, мадам. (Протягивает руку, приглашая на вальс. Танцуют).
ЖЕНЩИНА: Вы хорошо танцуете. Просто великолепно!
МУЖЧИНА: Стараюсь.
ЖЕНЩИНА: Чур только на ноги не наступать.
МУЖЧИНА: Стараюсь.
ЖЕНЩИНА: А почему – вальс? Почему зазвучал вальс, а не танго, например?
МУЖЧИНА (объясняет): Это музыка с прогулочного катера. Танго для него – анахронизм.
ЖЕНЩИНА: А вальс?
МУЖЧИНА: Сплошной. Но если вы хотите танго – пожалуйста. (Щёлкает пальцами): Раз, два, три!
(Мелодия вальса неожиданно обрывается, звучит танго. Они танцуют танго-кумпарситу).
МУЖЧИНА (снова щёлкает пальцами): Раз, два, три! (Звучит твист, они танцуют).
ЖЕНЩИНА: Ну, а…
МУЖЧИНА: Только рок. (Щёлкает пальцами, декламирует):

Меньше слов, больше ног,
Глубже вздох, громче слог.
С головой накрыл нас рок,
За собою навек увлёк.

Танцуют
ЖЕНЩИНА (тяжело дыша): Как же я устала.
МУЖЧИНА: Только не падать, только не падать.
Женщина спотыкается, мужчина подхватывает её. Музыка останавливается.
ЖЕНЩИНА (держась за сердце): Ф-у-у, совсем запыхалась, старая кляча.
Мужчина несет её на скамейку, усаживает, сам становится перед ней на колени.
МУЖЧИНА (декламирует):

Веки прикроют твои глаза,
Чтоб не прочёл в них разлуки слова,
Слеза от ресниц потечёт по щекам
И зябко так станет дрожащим рукам.

В молчании цепком губы застыли:
Чтоб мы навсегда друг о друге забыли,
Чтоб мы уходили, чтоб мы расставались,
Чтоб даже следы друг от друга скрывались.

ЖЕНЩИНА: Встаньте немедленно с земли! Она же сырая.
Мужчина поднимается, держась за поясницу.
ЖЕНЩИНА: А я живу одна.
МУЖЧИНА: Намёк понял.
ЖЕНЩИНА: Нет, что вы! В смысле – не замужем.
МУЖЧИНА: Я же и говорю – намек принимается.
ЖЕНЩИНА: И это хорошо, просто замечательно, что вы такой сообразительный. Тогда вам не стоит объяснять, почему у вас сегодня нет никаких шансов.
МУЖЧИНА: Понятно, буду надеяться на завтра.
ЖЕНЩИНА: Какой вы настырный!
МУЖЧИНА: Да, я такой!
ЖЕНЩИНА: Не радуйтесь! К тому же вы – пьяница, бомж, наглец…
МУЖЧИНА (добавляет): … И симпатяга.
ЖЕНЩИНА: А у бомжа есть семья? Жена, дети?
МУЖЧИНА: У бомжа есть всё, кроме семьи, жены и детей.
ЖЕНЩИНА: Какой же вы – симпатичный!
МУЖЧИНА: Я же вам говорил.
ЖЕНЩИНА: Вы знаете…
МУЖЧИНА (перебивая): Переходи на «ты».
ЖЕНЩИНА: Так сразу?! Нет, не могу.
МУЖЧИНА: Почему ты не можешь?
ЖЕНЩИНА: Сам подумай: Вечер, звёзды, река, незнакомый мужчина. И вдруг – на «ты»! Так не безопасно. Мужчину надо держать на расстоянии вытянутой руки. Вот так! (вытягивает руку, отталкивая от себя мужчину): Чтобы ничего не случилось.
МУЖЧИНА: Ты работаешь?
ЖЕНЩИНА: Да.
МУЖЧИНА: Если это не военная тайна, то…
ЖЕНЩИНА: Никакой военной тайны нет. Я работаю в магазине.
МУЖЧИНА: Продавцом?
ЖЕНЩИНА: Холодно.
МУЖЧИНА: Кассиром?
ЖЕНЩИНА: Холодно.
МУЖЧИНА: Менеджером?
ЖЕНЩИНА (ёжится): Ой, как холодно!
МУЖЧИНА: Ну, если не бизнес-леди, то тогда ты – товаровед или бухгалтер.
ЖЕНЩИНА: Ни то и ни другое. Я – манекенщица.
МУЖЧИНА: Ух ты! Модель! Подиум, аристократы!
ЖЕНЩИНА: Во всяком случае, раньше я ею была. Не веришь?
МУЖЧИНА: Верю, конечно, верю.
ЖЕНЩИНА: Не веришь – смотри!
Уходя за сцену, щёлкает пальцами, как раньше это делал мужчина.
Вспыхивает яркий свет, снова звучит музыка. Женщина то появляется, то исчезает, демонстрируя различные наряды – от самого строгого до легкомысленного стиля. Мужчина восторженно хлопает в ладоши.
Показ завершается. Яркое освещение гаснет.

ЖЕНЩИНА: Ну, как?
МУЖЧИНА: Сказка! Это лучшее, что я видел! Ты – просто потрясающая!
ЖЕНЩИНА: Вот! А теперь я стою в витрине, как манекен, манекен, зазывающий публику. 50 минут стою, 10 – отдыхаю и так 6 часов в день. (Меняя тему, зовёт): Пикси, Пикси! Ну, куда же ты делся, черт тебя возьми! (Плачет).
МУЖЧИНА (успокаивая): Не надо, не стоит. Ты на самом деле потрясающая. (Декламирует):

Не встретились бы мы с тобой,
Когда бы дождь не лил волной,
Когда бы ветер не стонал,
Когда бы ворон не кричал.

Как хорошо, что мы с тобой,
Пусть гром гремит над головой,
Собачий ветер пусть рычит,
Вдогонку воронье кричит.

Как хорошо, что мы с тобой!

ЖЕНЩИНА (роясь в своей сумочке): Пикси! Куда же он делся? Как только отыщется, я ему покажу, старому перечнику. (Перебирает содержимое сумочки: зеркальце, помада, тушь для ресниц, пистолет, кошелёк, пудра).
МУЖЧИНА (удивлённо): Пистолет? А зачем он тебе?
ЖЕНЩИНА: Как зачем?! Одинокая женщина желает себя защитить. Разве сейчас можно без пистолета? Одних только бомжей (кивает в его сторону) вон, сколько развелось.
МУЖЧИНА: Значит, я рисковал?
ЖЕНЩИНА: Как и все.
МУЖЧИНА: И вы, то есть ты – меня пощадила?
ЖЕНЩИНА (улыбается): А как же! (Снова начинает звать свою собаку): Пикси! Пикси!
Вдалеке проходит прогулочный катер, громко звучит музыка. Женщина пытается перекричать её.
ЖЕНЩИНА: Пикси! Пи-и-к-си-и! Разве их перекричишь!
Мужчина подходит к женщине, выхватывает из открытой сумочки пистолет, наводит на катер, целится.
ЖЕНЩИНА (оторопело): Вы что, спятили?! Вы что?!
Мужчина стреляет, разряжая целую обойму. Катер вспыхивает, густые клубы дыма вздымаются над ним. Люди в панике кричат, прыгают за борт в воду.
ЖЕНЩИНА (в ужасе): Вы что – с ума сошли?! Там же люди!!!
МУЖЧИНА (отбрасывая пистолет): Прощай, Титаник!
ЖЕНЩИНА: Вы – сумасшедший! Что вы натворили?! Вы – сумасшедший!
МУЖЧИНА (декламирует):

Скорблю я по утраченному раю,
Иллюзий нет, считаю лишь потери.
Передо мною в ад открыты двери
И сам себя я на костре сжигаю.

(Женщине): Да успокойтесь вы! Все нормально. Каждому по заслугам. (Берёт женщину за плечи, прижимает к себе. Она пытается вырваться. Он прижимает её к себе силой, целует).
ЖЕНЩИНА: Вы – ненормальный!
Мужчина снова целует её.
ЖЕНЩИНА: Столько людей и вы сначала в них целитесь,… а потом целуетесь.
МУЖЧИНА: Но они же нас не видят.
ЖЕНЩИНА (пытаясь снова вырваться): Сумасшедший!
МУЖЧИНА: Да нет же! Я вам сказал -нет. Они далеко от нас и нас не видят. И вообще, какое им дело до нас? (Разворачивает женщину лицом к реке, там, как ни в чём не бывало, плывет тот же катер).
ЖЕНЩИНА (заикаясь): Но я только… Но ведь я сама видела… они прыгали в воду с горящего корабля. Они так кричали!
МУЖЧИНА: Прыгали, конечно, но в воде им, видимо, не очень понравилось. Как-никак конец осени. И теперь они снова плывут на нем дальше.
ЖЕНЩИНА: Абсурд, кошмар! Наверное, я сошла с ума. (Пауза): Объясните! Я требую!
МУЖЧИНА: Ты забыла, забыла, (успокаивая её) я же поэт.
ЖЕНЩИНА: Причём же одно к другому?

Содержание: 1 2 3 4 5

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS
Подобные пьесы:
  • Роберто Мадзукко «Инфляция»
  • Исполнение желаний
  • Радость моя, Аргентина
  • Белые зонтики